Статьи
Первая модель: с чего начать - Автор - Олег Ряховский (Сергеич)

Вступление
Эта статья предназначена для тех, кто впервые решил заняться

авиамоделизмом. Она поможет решить самые сложные вопросы, стоящие

перед новичками: "С чего начать?" и "А во что это выльется?".

Статья касается только простых моделей самолётов и планеров, с которых

начинают новички свой путь в моделизме.

Немного терминов
Даже если вас не интересует процесс изготовления модели, ее

устройство, и единственное, что вам надо - это летать, летать и еще

раз летать, кое-какие знания о конструкции вашего летательного

аппарата всё-таки необходимы. Они не сильно загрузят вашу голову, а

вот ясности в вопрос внесут много. В конце концов, не будете же вы,

грохнув свою модель, рассказывать коллегам по аэродрому, что у вас

сломались "вон та деревяшка и вот эта реечка", а еще и "вот эта

штуковина" треснула. Да и процесс возможного ремонта представите более

осмысленно.

Фюзеляж. Он является основой всей модели. На нём крепятся несущие

плоскости, хвостовое оперение, шасси. На нём же, как правило,

устанавливается двигатель. Внутри помещается аппаратура управления -

это приёмник, аккумуляторы, рулевые машинки.

Крыло. Собственно то, что создаёт подъёмную силу. Именно крыло

позволяет держаться модели в воздухе. Оно состоит из левой и правой

консолей. Консоли могут устанавливаться под небольшим углом одна к

другой, в этом случае их законцовки будут располагаться несколько выше

корневых частей. При виде спереди крыло будет иметь слегка V-образную

форму. Угол V крыла применяется для повышения устойчивости модели по

крену.

Элероны - рулевые поверхности, расположенные на задней кромке крыла и

отклоняемые вверх-вниз в противофазе. С их помощью самолёт управляется

по крену (наклоняется влево и вправо).

Левая и правая половинки крыла называются консолями.

Хвостовое оперение. В классическом варианте состоит из вертикальной

части, которая называется киль, и горизонтальной - она называется

стабилизатор. Хвостовое оперение обеспечивает устойчивость самолёта -

чтобы он летел прямо и ровно, а не кувыркался в небе, беспорядочно

меняя направление движения.

На задней кромке киля располагается руль направления, на задней кромке

стабилизатора - руль высоты. Названия рулевых плоскостей говорят сами

за себя.

Шасси. Позволяет модели взлетать с земли и садиться на нее. Наличие

шасси необязательно, в этом случае старт модели происходит с рук, а

посадка - "на брюхо".

Двигатель. То, что движет модель, позволяя ей набирать высоту и

поддерживать необходимую скорость.

Бак. Он содержит топливо, необходимое двигателю.

Приёмник. Осуществляет приём сигнала передатчика, его усиление,

обработку и "раздачу" на рулевые машинки.

Рулевые машинки. Они преобразуют сигнал с выхода приёмника в движения

рулей модели посредством подсоединённых тяг.

Приёмник и машинки питаются от бортового аккумулятора - это, как

правило, батарея из четырёх "пальчиковых" элементов.

С чего начинается выбор модели?
Люди, которые никогда раньше не летали на радиоуправляемых моделях,

зачастую выбирают свою первую модель исключительно по внешним

признакам, покупая наиболее приглянувшийся самолёт. И такое желание

вполне оправданно - хочется же иметь самую красивую модель… А в

результате первой покупкой иногда оказывается сложный в управлении

пилотажный самолёт или хорошая копия самолёта времен второй мировой

войны, которой управлять, может быть, еще сложнее. Верно ли такое

решение?

В отличие от моделей судов и автомобилей, летающие модели не позволяют

учиться "потихоньку", выбирая вначале скорость поменьше. У них есть

минимальная скорость, по достижении которой они плохо управляются и

просто валятся на землю. На авто- или судомодели, если вы запутались в

управлении, можно просто убрать газ и затормозить. С самолетом так не

выйдет. Если уж вы взлетели, то надо и посадку делать, иначе будут

"дрова". Поэтому первая модель должна вас научить обходиться без

"дров". А уж высший пилотаж и прочая эстетика с истинным наслаждением

от полета, - это потом.

Давайте-ка лучше вспомним, какую и для чего мы выбираем модель. В

первую очередь нам нужно научиться летать - взлетать, держать модель в

воздухе, благополучно приземлять ее. Поэтому модель прежде всего

должна хорошо подходить для обучения и тренировок, в самую последнюю

очередь удовлетворяя вашим эстетическим запросам.

Что же может выбрать начинающий для обучения пилотированию?

Самолет с двигателем внутреннего сгорания (ДВС)
Электролёт
Планер или мотопланер
Расскажем о каждом типе моделей поподробнее.

Самолеты с двигателем внутреннего сгорания
Учебный самолёт с ДВС, как правило, называется "тренировочным" или,

для краткости, тренером. Это самолёт с верхним расположением крыла,

которое имеет выраженный угол V, придающий модели требуемую

устойчивость.

Тренер хорош прежде всего тем, что позволяет не только научиться

взлетать, садиться и держаться в небе, но и выполнять простейшие

фигуры высшего пилотажа - бочки и петли. Еще одно преимущество тренера

- возможность полётов даже в достаточно сильный ветер. Ну и конечно

же, он больше всего похож на "настоящий" самолёт.

Однако такой тип учебных моделей имеет и ряд недостатков. Прежде

всего, вам понадобится инструктор - человек, который научит вас

заводить и регулировать двигатель вашего самолёта и проведёт от начала

до конца весь процесс обучения полётам. Самостоятельно научиться

летать на тренере без серьёзных его повреждений практически

невозможно. Так что при отсутствии инструктора рассмотрите возможность

полётов на иных типах моделей.

Оптимальным для обучения представляется тренер размахом 1400…1600 мм,

с двигателем рабочим объёмом 6.5…7 куб.см и массой 2000-2500 грамм. Он

не будет сильно бояться ветра, и в силу большого размаха будет хорошо

виден даже на большой высоте. Впрочем, ничуть не хуже окажется и

самолётик размахом 1200…1300 мм с двигателем объёмом 3.5…4 куб.см. А

для того, чтобы маленький самолёт было хорошо видно в небе, низ крыла

можно окрасить яркой флуоресцентной эмалью.

Тренер может быть изготовлен как из дерева (бальзы или липы и сосны),

так и из гофропластика – материала, с виду напоминающего гофрированный

упаковочный картон (подобные самолёты еще называют «картонычами»). И у

тех и у других моделей есть свои плюсы и минусы. Деревянный самолёт

имеет меньшую массу и существенно более высокие аэродинамические

характеристики по сравнению с гофропластиковым. С другой стороны,

самолёт из «гофры» практически невозможно разбить – он только мнётся и

гнётся при ударах, от которых деревянный самолёт наполовину

разваливается. А с третьей…с третьей оказывается, что «картоныч» редко

способен на что-то большее, чем первоначальное обучение полётам и

пилотажу. Деревянный же тренер в опытных руках может творить чудеса.

Как правило, на «картоныч» устанавливается более мощный двигатель, чем

на бальзовый тренер аналогичного размера.


Cтроить самому или покупать?
Хорошо, модель мы с вами выбрали. А откуда её взять? Купить? Сделать?

Вот тут решать только вам.

Вариантов три:

Купить готовый самолет или ARF-набор (Almost Ready to Fly / Почти

Готовый к Полетам)
Купить набор заготовок для сборки (Kit)
Делать все самому, с нуля.

Вариант получения модели в подарок, наследство, за долги или

приобретения за ящик пива в ближайшем кружке не рассмотрены в виду их

очевидности.

Сделать самому - дешево, практически бесплатно при желании, но дольше.

В зависимости от ваших навыков, наличия времени и используемых

материалов уйдёт от месяца до полугода. Если соберетесь строить сами -

ознакомьтесь с этим материалом.

Но в любом случае, постарайтесь сразу позаботиться о том, где и у кого

вы будете консультироваться, потому что, обладая нулевым начальным

опытом, можно понаделать немало ошибок, которые затруднят или даже

сделают невозможными полеты вашего крылатого чуда.

Купить набор? Если перспектива самостоятельного изготовления модели

вас пугает до потери сознания, а денег на готовую не хватает,

попробуйте рассмотреть промежуточный вариант - набор заготовок (Kit).

Это и дешевле готовой модели, и сделаете вроде как сами. Набор

собирать просто - в инструкции, как правило, всё ясно показано. Набор

вы соберете быстро - обо всём уже кем-то подумано за вас, ваша задача

- следовать инструкции.

Ну а если нет навыков, желания или времени строить - покупаем модель в

магазине или у кого-то из моделистов.

Как разобраться в том, что вы хотите, строить или покупать?

Тут можно отталкиваться от смысла, которым наполнено ваше хобби.

Хотите просто летать - покупайте готовую модель. Хотите и строить и

летать - тогда покупайте набор или делайте модель сами по чертежам,

найденным в Интернете или журналах. Ориентировочные сроки подготовки

моделей к полёту таковы:

ARF: неделя-две спокойной работы по вечерам
Kit: от недели до месяца
Самодельная модель: при отсутствии навыков моделирования от 1 до 6

месяцев, в зависимости от ваших талантов
Сразу хочется предостеречь самодеятельных конструкторов: если вы

никогда до этого не делали радиоуправляемых летающих моделей, ни в

коем случае не вносите в конструкцию, предложенную в журнале, никаких

изменений!!! Делайте, как велено. Даже если что-то вам кажется

нерациональным. Когда начинающий пилот привозит на поле свою первую

улучшенную (по его мнению) им же конструкцию из журнала, бывает, что у

окружающих моделистов волосы поднимаются дыбом. А некоторые - так даже

плачут от восхищения, хотя изначально модель, описанная в статье,

обладала отличными лётными данными… Естественно, что о полётах на

перетяжелённой и ослабленной в силовых узлах модели речи не идёт.

Так или иначе, если ваша цель - научиться летать в кратчайшие сроки,

первую модель имеет смысл купить, чтобы не завязнуть на полгода с ее

изготовлением. Даже если вам очень хочется ее сделать самостоятельно.

Тем, кто хочет в дальнейшем делать самолёты сам, можно посоветовать

первую модель все-таки собрать из набора. В процессе сборки

наработаются навыки и приобретутся знания о типовых конструктивных

решениях тех или иных узлов модели, а время, потраченное на постройку,

окажется намного меньше времени создания самодельного самолёта.

Что нужно для запуска
Ну что ж, будем считать, что теперь вы знаете достаточно, чтобы

осознанно сделать выбор своей первой модели. Или, по крайней мере,

сформулировать вопрос к знающим людям. Такой вопрос, за который вас не

засмеют и не отправят читать книжки, а с пониманием ответят. Поэтому

пойдёмте дальше и попробуем выяснить, что еще потребуется для запуска

модели.

Аппаратура радиоуправления
Это передатчик с ручками, при помощи которого вы будете управлять

самолетом, а также бортовая электроника (приемник и рулевые машинки).

Выбор аппаратуры - вопрос непростой, и тема для отдельных статей,

которые вы можете найти на этом сайте. Единственное, что можно сказать

наверняка - то, что аппаратура должна быть обязательно с типом

модуляции FM, а не АМ, с четырьмя пропорциональными каналами, не

меньше. Тренировочная модель не требует более четырех каналов, чаще

два-три, но так уж повелось, что аппаратура с числом каналов меньше,

чем четыре, вряд ли пригодится вам в дальнейшем, и купив

двух-трёхканалку, уже для второй своей модели вы будете покупать новую

аппаратуру.

Авиамодельный симулятор
Абсолютно незаменимая вещь в хозяйстве. На нем можно прекрасно

отработать первоначальные навыки управления, без риска сломать свою

первую модель и без затрат времени и денег на её ремонт.


Оборудование для запуска
Помимо самой модели и аппаратуры, для запусков вам потребуются

дополнительные аксессуары. Например, леер для планера, или стартер и

топливо для ДВС. Кроме того, в поле будут полезны некоторые

общеупотребительные инструменты и материалы для быстрого ремонта прямо

на месте. Все это рассмотрено в следующей главе, применительно к

различным типам моделей. Речь пойдет не только о том, что вы возьмете

с собой в поле, но и о том, что останется дома. В конце концов, вам

ведь нужна более-менее полная картина того, чем запасаться для полётов

и чем оборудовать мастерскую.

Топливо и заправочные приспособления. Как правило, используемое

топливо состоит на 80% из метилового спирта и на 20% - из касторового

масла. Хранить его следует в герметически закрытой ёмкости, лучше

всего канистре.

Для заправки модели потребуется специальная помпа, ручная или

электрическая. При её отсутствии можно обойтись и пластиковой бутылкой

с соответствующим наконечником.

Питание для стартера и свечи. Для питания стартера используется

12-вольтовый аккумулятор: либо герметичный свинцовый на 7.2 А/ч - от

блока бесперебойного питания компьютера, либо тот, что установлен в

вашем автомобиле.


Аккумулятор. Стартовая панель.


Для того, чтобы питать свечу двигателя при запуске, потребуется

стартовая панель, подключающаяся к этому же аккумулятору, или

отдельный аккумулятор на 1.2 В, имеющий достаточно большую ёмкость -

несколько А/ч. Панель предпочтительнее, поскольку она позволяет плавно

менять напряжение на свече, да и в этом случае не нужно возить с собой

отдельного аккумулятора для накала свечи.

Не забудем и цанговый зажим для подключения проводов от панели к

свече.


Цанга с внешним питанием. Цанговый зажим со свтроенным

аккумулятором.


Стартер. Он позволит вам не утруждать себя запуском двигателя вручную.

Вещь хоть и не необходимая, но весьма полезная. По крайней мере, в

поле он поможет вам сэкономить немало времени на запуске двигателя.


Инструмент, запчасти, материалы для ремонта. Комментарии излишни. Вы

берете с собой не только модель и стартовое оборудование, но и

инструмент и материалы для сборки, настройки и возможного ремонта

модели.

Полётный ящик. Это то место, куда вы и будете складывать всё

вышеперечисленное. Ящик можно купить, можно сделать самому. Главное,

чтобы в него помещалось всё - и передатчик, и топливо, и инструмент.

Поэтому с особым вниманием отнеситесь к покупке или изготовлению этого

вместилища - неудобно всё-таки нести в одной руке модель, во второй -

ящик, а в третьей - передатчик, который почему-то в ящик не

поместился... Даже если вам всего-то нужно перетащить модель и все

необходимое от подъезда до

Сайт создан в системе uCoz