Самостоятельное обучение полётам
Авторы - Сергей Дубровин, Олег Ряховский (Сергеич) ______________________________________- Введение
Хорошо москвичам - много моделистов в городе, есть с кем новичку посоветоваться и у кого поучиться. Хорошо питерцам - у них тоже народу много. Всем хорошо, кто в крупных городах живёт. А как быть тем, кто живёт далеко от крупных центров моделизма?

Вот построена модель, установлена и отлажена аппаратура, и вроде бы все готово к полету. Но…проблемы возникают, когда начинаешь понимать, что учить летать тебя некому. И указать на ошибки тоже. Так что придётся нам учиться самим - на чужом опыте и собственных "шишках".

Прежде всего мы научимся управлять моделью в симуляторе - главным образом для того, чтобы закрепить в памяти движения ручек передатчика и понять реакцию модели.

Потом проведём предполётную подготовку модели накануне полётного дня.

И, наконец, отправимся на поле - учиться летать.

Польза симулятора
Симулятор - это компьютерная программа, имитирующая полёт радиоуправляемой модели. Управлять моделью, "летящей" в компьютере, можно и нужно с помощью передатчика системы радиоуправления, подключённого к одному из портов компьютера. Подробнее об этом рассказано в обзоре симуляторов.

Цели
Доведение до автоматизма движений ручек передатчика при управлении моделью требует времени. Если практиковаться в этом на аэродроме, на летящей модели, 90% времени, отводимого вами на хобби, займёт ремонт разбитого самолёта - в полёте нужно не соображать, что куда дёргать, а рулить не задумываясь. Посему симулятор представляется идеальным средством экономии как времени, так и денег при обучении.

Чему нужно научиться в симуляторе до первого выезда на лётное поле?

усвоить и довести до автоматизма движения ручек передатчика при управлении моделью
научиться держать модель в горизонте при движении как "от себя", так и "к себе"
научиться осуществлять идеальные взлёт и посадку (без "козления")
При успешном окончании обучения в симуляторе у вас появятся неплохие шансы не разбить модель в первом же полёте.


Немного о "раздаче" сигналов с ручек
О том, как выглядит передатчик и какая ручка чем управляет, подробно рассказано в статье про передатчики аппаратуры радиоуправления.

Нужно лишь помнить, что при движении ручки элеронов вправо, правый (если смотреть по ходу модели) элерон должен подниматься, левый - опускаться. В этом случае модель даёт правый крен, и наоборот.

При отклонении ручки управления рулём направления вправо руль направления отклоняется вправо, поворачивая модель опять-таки направо.

При движении ручки руля высоты "на себя" руль высоты поднимается вверх, и модель начинает двигаться вверх. "От себя" - вниз.

Ручка газа: при движении ручки "от себя" заслонка карбюратора открывается, и двигатель увеличивает обороты. В крайнем положении ручки "на себя" - холостой ход.

Методики
Итак, мы установили симулятор, подключили передатчик к компьютеру и настроили отклонения рулей. Можно учиться.

Едва ли стоит расписывать каждое движение ручками для каждого манёвра модели - это интуитивно понятно. Дали газ - полетели, захотели снизиться - руль высоты вниз, газ прибираем. Остановимся лишь на самых важных особенностях управления моделями.

Основные органы управления курсом модели - руль высоты и элероны. При наличии элеронов руль направления выполняет вспомогательные функции и требуется только на взлёте. Может быть, лучше его и не задействовать на начальном этапе. И без него забот хватит.

Если элеронов нет, то руль направления становится основным и единственным средством управления по курсу, и в этом случае его следует подключить на канал управления элеронами.

Никогда не дёргайте ручки - в буквальном смысле этого слова. Движения должны быть мягкие, плавные и совсем по "чуть-чуть". Например, нужно сделать разворот. Плавно отклоняем ручку элеронов в сторону разворота на 5…10 % её хода, не больше. И - ждём. Модель начинает увеличивать крен в эту сторону. По достижении нужного крена плавно возвращаем ручку элеронов в нейтраль, а потерю высоты в крене компенсируем плавным и совсем незначительным движением ручки руля высоты "на себя". Разные модели ведут себя по-разному при развороте, и для поддержания постоянного крена может потребоваться дополнительное отклонение элеронов. Это чаще всего происходит в случае, когда модель имеет тенденцию самостоятельно возвращаться в горизонтальное положение.

Особое внимание нужно обратить на отработку полёта "к себе". В этом случае элероны и руль направления работают "наоборот" - при даче руля вправо модель, летящая на вас, кренится влево! Таким образом вы, пытаясь исправить левый крен модели, летящей на вас, невольно можете дать рулей вправо. Но ведь на самом-то деле крен модели правый, если смотреть с хвоста! А вы смотрите со стороны носа. Результат - еще больший крен, спираль и дрова, если не сообразите вовремя. Впрочем, времени соображать чаще всего нет…

Как довести до автоматизма управление при полёте "к себе"? Вариантов три:

представлять себя летящим на модели
"подпирать" ручкой элеронов то крыло, на которое наклонилась модель
повернуться лицом по ходу модели, глядя на нее через плечо
"Выпускным экзаменом" в симуляторной "лётной школе" явится образцовый полёт - взлёт, полёт по кругу, "восьмёрка" в горизонтальной плоскости, заход "по коробочке" на посадку и сама посадка. Посадка в симуляторе должна быть отработана идеально! В реальных условиях она чуть-чуть посложнее, и идеальная "компьютерная" посадка будет означать неплохую "реальную".

Возможные ошибки
Среди наиболее распространённых ошибок новичков есть такие:

судорожное "дёрганье" ручек. Исправление ошибки: постоянный контроль характера движений.
т.н. "заруливание" - вы отпустили модель на большое расстояние, и "зарулились", оказавшись не в состоянии верно оценить положение модели. Исправление ошибки: постоянно следить за удалённостью модели. Всегда нужно иметь в голове план полёта. Вы должны направлять модель, а не она вас.
"подвешивание" на посадке - когда модель достигает критически низкой скорости на слишком большой высоте. Характерные признаки - при посадке в метре над землёй модель клюёт носом или сваливается на крыло. Исправление ошибки: не брать руль высоты слишком много "на себя" при приближении к поверхности, и самое главное - не бояться земли! Боязнь надвигающейся земли - наиболее распространённая причина "подвешиваний".
Для всех по-разному, но в среднем переходить к реальным полетам можно, когда из тридцати-сорока взлетов-посадок подряд вы ни разу не разбили самолет.

На симуляторе можно не только учиться летать. Меняя настройки, можно увидеть признаки задней центровки, недостатка тяги мотора, реакции на боковой ветер. Можно отработать козление на посадке. Один из главных положительных побочных эффектов симулятора - вы можете получить опыт определения того, что в модели что-то не так. Для самостоятельно обучающегося это очень важно!

Одного на симуляторе, к сожалению, нельзя, - наработать глазомер для определения расстояния до модели и ее скорости. Глазомер придется тренировать непосредственно на поле.

Предстартовая подготовка
Мы научились летать на симуляторе, и теперь можем не спеша собираться на аэродром. Как обычно, "полёт начинается в мастерской" (© Г.Миль).

Подготовка модели
Перед первым полетом необходимо тщательно еще раз осмотреть и проверить модель. Двигатель и вся аппаратура уже должны быть установлены в модели. Перед проведением проверки вполне резонно поставить на заряд аккумуляторы передатчика, приёмника, питания стартовой панели или ходовые, если они имеются.

Центровка. Центровка учебной модели должна быть в пределах 25-27 процентов от хорды крыла. На учебных моделях в этом месте обычно проходит лонжерон крыла. Большее значение (>30%) сделает модель практически неуправляемой для новичка. Лучше сильно передняя центровка, чем хоть немного задняя. Передвигая аккумуляторные батареи внутри фюзеляжа, можно привести центровку в необходимое вам значение.


Горизонтальная балансировка. Модель должна быть уравновешена относительно оси фюзеляжа. Если какое-либо крыло перевешивает, то необходимо в конец более легкой консоли добавить грузик (кусочек свинца или монетку).

Крыло. Крыло не должно иметь круток, перекосов или иных деформаций. Немного исправить положение можно путем натягивания пленки обшивки крыла при помощи фена. Если не удается исправить ситуацию - придется полностью разбирать и переделывать крыло.

На моделях с разъёмным крылом - прежде всего это планеры - особое внимание следует обратить на идентичность углов атаки левой и правой консолей.

Симметричность и углы. Далее следует проверить симметричность и углы установки крыла и стабилизатора. Расстояния от законцовок стабилизатора до соответствующих законцовок крыла должны быть одинаковыми. Угол установки киля относительно стабилизатора должен быть равен 90 градусам. Помимо этого, необходимо соблюсти перпендикулярность осей крыла и стабилизатора продольной оси фюзеляжа, а также параллельность осей крыла и стабилизатора, как показано на рисунках:





Расходы рулей. Расходы или, иначе говоря, максимальные углы отклонения рулевых поверхностей, должны быть установлены в соответствии с рекомендуемыми производителем модели. Если вы строили самолет по чертежам, то руководствуйтесь рекомендациями автора. Но в любом случае, расходы не должны превышать 15-20 градусов в каждую сторону для руля высоты и 15 градусов в каждую сторону для элеронов. Руль направления на первых полетах не потребуется, но для уверенного руления при разбеге желательно его отклонение на угол около 25 градусов.


Крепеж. Еще раз убедитесь в надежности крепления всех тяг, идущих от рулевых машинок к управляющим поверхностям. Если у вас пластиковые защелкивающиеся крепления, то будет нелишним дополнительно закрепить их при помощи отрезка силиконовой трубки, одетой на "усики".


Все разъемы рулевых машинок должны быть надежно подключены к приемнику, а сам он, как и аккумуляторная батарея, должен быть упакован в достаточно толстый и плотный поролон во избежание сильных вибраций и повреждений от ударов.

Расположение приемника и аккумуляторов. Здесь единственное правило - впереди по ходу модели - аккумулятор, а за ним приемник! Иначе при падении самолета аккумуляторная батарея, двигаясь по инерции, разобьет все, что будет находиться у нее на пути.

Антенна приемника. Должна быть полностью развернута внутри фюзеляжа. Если она длиннее, то ее кончик необходимо оставить снаружи, но не в коем случае не обрезать ее! Это приведет к резкому уменьшению дальности работы системы радиоуправления.

Крепление двигателя. Двигатель должен быть надежно прикреплен к мотораме. Также следует обратить внимание на крепление глушителя и пропеллера. Не забудьте присоединить трубку отбора давления в бак.

Триммер выключения двигателя. Чтобы заглушить мотор, необходимо полностью закрыть заслонку карбюратора. Для этого правильно настройте передатчик. Если у вас компьютерная аппаратура с электронными триммерами, настройте выключение двигателя на определенный тумблер (функция, как правило, называется THROTTLE CUT). Если же у вас механические триммеры, то проверьте, чтобы при полностью опущенном вниз триммере газа заслонка была полностью закрыта. Это даст вам возможность в любой момент заглушить мотор. Без этой настройки не пытайтесь заводить двигатель.

Выкос двигателя. Для компенсации вращающего момента двигателя, его вал устанавливают под углом к оси фюзеляжа - примерно 2 градуса вниз и 1,5 вправо. Более точные значения можно получить из чертежей модели. Если ваш самолет - ARF, то внимательно прочитайте инструкцию - если не указано никаких рекомендаций, то выкос установлен производителем. Это некритично для первого раза, но потом вам все равно, возможно, придется сделать корректировку.

Будьте очень внимательны на этом этапе. Проверьте все, до чего могут добраться ваши глаза и руки - это одно из условий безопасности полетов.

Перед первым полетом необходимо обязательно выполнить процедуру обкатки вашего нового двигателя. Необходимые рекомендации находятся в его инструкции по эксплуатации.



Не забываем полётный ящик
О том, что, помимо модели, нам понадобится ещё, рассказано в статье про полетный ящик.

Учимся летать
С этого момента повествование расходится на три похожих, но всё-таки разных ветви. Далее рассказывается о методиках самостоятельных испытаний и обучения полётам на моделях с ДВС, моделях с электроприводом и планерах.

Вот вы и взяли из дома все необходимое для полетов, добрались до ближайшего поля и даже успели собрать самолет. На что же следует обратить внимание сейчас, чтобы первый полет не стал последним из-за какой-нибудь мелочи?

Проверка перед полётом
Центровка. Еще раз проверьте, перед заправкой бака, центровку самолета - напомню - она должна быть в пределах 25-27% от хорды крыла. Это имеет смысл - дома вы могли перед проверкой забыть установить аккумуляторные батареи, пропеллер или кок. Немного подкорректировать центровку можно перемещением бортовых аккумуляторов. Но не забывайте - впереди аккумуляторы, позади приемник!

Нейтрали рулей. Включите сначала передатчик, а затем приемник на самолете и оставьте ручки в нейтральном положении. Проверьте еще раз нейтральное положение всех рулевых поверхностей - они могли измениться из-за того, что вы нечаянно сдвинули триммеры на передатчике, при транспортировке могли погнуться тяги, кроме того, иные, чем дома, температура и влажность воздуха на поле, иногда вызывают смещение нейтралей машинок.

Если рули визуально не в нейтральном положении - обязательно подкорректируйте их, желательно не при помощи триммеров - как раз они нам еще понадобятся. Лучше скорректировать длину тяг, а триммеры оставить в нейтральном положении.

Важное замечание - после триммирования самолета в воздухе рули могут находиться именно не в нейтральном положении! Больше их сдвигать в нейтраль не следует!

Всё ли закреплено? Вот что следует еще раз проверить в первую очередь: надежность крепления крыла, двигателя, глушителя, аккумуляторов, приемника, а так же всех тяг и креплений к рулевым поверхностям. Любой люфт или самый маленький, но не до конца закрученный болтик может стать причиной аварии.

Если вы догружали какую-либо часть модели, еще раз проконтролируйте надёжность крепления "грузила".

Если крыло крепится резинками, то используйте для этого рекомендованное количество резины - ни больше, ни меньше. Одевать их необходимо крест-накрест - это надежней.

Нелишним будет поднять и потрясти модель - если вы услышите еще что-то, кроме стука грузика в баке - лучше найти причины и исправить недочёт.

Внимание! Не забудьте правильно подключить рулевую машинку элероно

Сайт создан в системе uCoz